Инновационный опыт


Представление инновационного опыта

учителя истории и обществознания

МАОУ «Гимназия №2» Сергеичевой Н.Ю.

Тема "Художественные образы кинематографа XX века в школьном курсе отечественной истории"

Необходимость кинообразования для современных российских школьников волновала меня уже давно и привела меня в магистратуру НИУ ВШЭ (г. Москва), по итогам которой я защитила выпускную квалификационную работу. Получив одобрение научного сообщества, я продолжила работу над темой – методическую и практическую – сначала на отдельных уроках, позднее выстроилась система, в которой место художественному фильму нашлось и во внеурочной деятельности. Полученными результатами я делюсь со своими коллегами.

Вместо предисловия

Вместо предисловия

В результате антропологического поворота рубежа XX—XXI вв. изменилась роль визуальных источников, привлекаемых для изучения истории. Сегодня историческая наука более пристальное внимание уделяет историческим фильмам как особому виду исторических источников. Появляются исследования профессиональных историков, посвященные методике анализа художественных фильмов как исторических источников.

С другой стороны, в современной российской школе тоже наблюдается всплеск интереса к кинообразованию. Импульс этому движению придал Указ Президента РФ о проведении в РФ в 2016 г. Года российского кино. Усиление внимания государства к этой проблеме не случайно. Произошло осознание факта, что в обществе наметилась еще одна линия «разлома» - современные российские школьники в отличие от старших поколений предпочитают легкий американский action «серьезному» кино. К тому же они практически не знакомы с шедеврами отечественного кинематографа.

Показ лучших отечественных кинолент на ТК «Культура» только отчасти может решить эту проблему, поэтому вопрос об организации работы с фильмами в школе является очень актуальным. Такая деятельность педагогов не противоречит требованиям Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а ФГОС общего образования предоставляет такую возможность в рамках изучения школьных предметов, на факультативных или элективных курсах и во внеурочной деятельности. При этом школьные программы по-прежнему предусматривают время на знакомство с шедеврами архитектуры, живописи, музыки, а кино – «самое массовое из искусств» не изучается. Таким образом, сегодня становится актуальной проблема разработки методических моделей кинообразования в школе.

25 января 2021 года В. Путин в ходе совещания дал поручение двум министерствам РФ – Министерству культуры РФ и Министерству образования РФ подготовить предложения по внедрению художественного фильма в школьные программы. Это свидетельствует о важности сбора опыта и подготовки методических материалов по кинообразованию

Часть 1. «Фуга на тему власти». Художественный фильм на уроке истории //Искусство в школе. 2018. №3. С. 7-10

Carousel imageCarousel imageCarousel imageCarousel image

Рецензия на публикацию

Рецензию на этот материал опубликовал в том же номере журнала "Искусство в школе" его главный редактор А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии одаренности РАО, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, член диссертационных советов при ПИ РАО, ИХО РАО, участник комиссий Общественной палаты РФ по культуре и образованию

Carousel imageCarousel image

Часть 2. «Просто комедия?».//Искусство в школе. 2018. №4. С. 53-58

№4 2018.docx

Уровни представления опыта по кинообразованию

Международный

2019. Круглый стол «Актуальные вопросы школьного исторического образования» международной конференции «Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и на Западе Европы в конце 16-17 вв.» г. Калуга. (Тема выступления: К вопросу об особенностях изучения эпохи Ивана Грозного в условиях линейного преподавания школьного курса истории)


Федеральный

2018. Вебинар «Школьный проект «Территория социально значимых инициатив» как пространство совместной деятельности детей и взрослых», Тема выступления: "Социальный ролик как средство формирования гражданской позиции у младших подростков»

2019. Всероссийская НПК «Предметная область «Искусство» в современной школе: Проблемы, поиски, решения» (Тема выступления: Художественный фильм в школе: попытка нового осмысления проблемы) Посмотреть презентацию

2019. Образовательный форум «Актуальные вопросы российского гуманитарного образования» Всероссийское совещание Ассоциации учителей истории и обществознания г. Казань. (Тема выступления: Кинематографический веб-квест как пространство для формирования исторического мышления) Посмотреть текст выступления

2020. Летняя школа учителей истории «Преподавание истории в школе. Подготовка к олимпиадам и конкурсам» (организатор НИУ ВШЭ г. Москва), дистанционный курс «Кино как исторический источник: что оно дает исследователю и учителю»


Межрегиональный

2020. Мастер-класс для учителей истории Калужской области "Художественный фильм как исторический источник" Посмотреть презентацию

2021. Мастер-класс для молодых учителей истории Калужской области "Исторический кинематограф в исследованиях школьников". Смотреть отзыв


Региональный

2018. XII областная НПК Ассоциации нижегородских гимназий «Проблемы обновления школьного образования». Тема выступления "Кино и история (образовательный потенциал художественного фильма)"


2019. Элективный курс «История в кино» (сборник кафедры НИРО, находится в печати) Смотреть программу

2021. Конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» доклад в секции «Думай глобально, действуй локально»: локализация исследовательских тем на местности. (Тема выступления: Использование образовательного потенциала художественного и документального фильма в организации краеведческих исследований учащихся) Посмотреть программу конференции


Муниципальный

2020. Городской образовательный форум "Точки роста". Секция "Учительский ежедневник". Тема выступления "Образовательный потенциал художественного фильма для реализации требований ФГОС и ИКС в школе". Посмотреть текст выступления

Представление опыта по другим темам

2016. Мой первый вебинар. Урок обществознания по ФГОС Посмотреть вебинар

2019. Выступление на педсовете гимназии "Учитель а педагогическом фронтире: чему учить(ся)? Посмотреть презентацию

2020. Ежегодный учебно-методический семинар для преподавателей Нижегородской области "Современные аспекты в преподавании истории и обществознания: от теории к практике". Тема выступления "Организация занятия в дистанционном обучении" Посмотреть презентацию